Чайный домик

Первые упоминания о чайном домике – тясицу появились в Японии с 1473 года. Авторами этого уникального сооружения по праву считаются мастера чайной церемонии Рикю (Сэн-но Соэки ) и Дзёо Танэко. Чайный павильон символизирует жилище восточного мудреца, бедного рыбака или горного отшельника. Внешний вид тясицу обусловлен четырьмя основными японскими канонами красоты: саби, ваби, сибуй и юген. Три первых понятия пришли в японскую культуру из философии Дзэн, а четвертое – типичный представитель религии Синто. Саби – это понимание красоты естественного, свойственного природе, ценность старины и времени, отторжение искусственности. Ваби – красота в прелести обыденного, выраженная в простоте и отсутствии вычурности. Сибуй – это объединение саби и ваби – красота естественной простоты. Юген – красота тайны и намека, недосказанности, изменчивости и незаконченности, она таится в глубине предметов и не выходит на поверхность. Чайный домик имеет легкую конструкцию. Его сооружают из бамбуковых, глинобитных или бревенчатых стен, на опорных столбах с бетонным основанием или ставят на камни, врытые в землю без специального фундамента. Фасад тясицу должен возвышаться над уровнем земли на 0,5-0,8 м. Вход в домик чайной церемонии напоминает скорее узкое и низкое окно (0,7-0,9 м х 0,7-0,9 м). Создание такого специфического входа имеет философское и практическое значение: во-первых, каждый гость чайной церемонии, не зависимо от чина и сословия, должен «согнуться» — поклониться перед ее началом, во-вторых, низкий проем вынуждал аристократов, носивших длинные мечи разоружаться за порогом. Вход в тясицу оснащается «седзи» — классическими японскими раздвижными дверями. В современных чайных домиках, кроме символичного входа-окна проектируют стандартную дверь нормальных размеров с тыльной стороны. В японских сооружениях присутствует оригинальный строительный модуль – «татами», с помощью которого определяются размеры помещения и пропорциональные соотношения интерьера. Стандартный размер 1 татами (циновки, которые покрывают пол чайного домика) составляет 1,90 х 0,95 (м). Размер комнаты для чаепития («сукия») равен четыре с половиной татами, а то есть примерно восемь квадратных метров. Согласно древней легенде, когда-то в помещении такого размера сумели уместиться 84000 «просветленных» учеников и последователей Будды, сумевших освободиться от бремени веса и объема материального тела. Параметры комнаты могут варьироваться, но их площадь будет кратна татами. В полу чайного домика устраивают квадратную углубленную нишу, в которую помещают жаровню («очаг»). Ее располагают таким образом, чтобы она была между местом хозяина и гостями. Высота потолка изменяется в разных частях комнаты: самый низкий над местом, где сидит хозяин. Отделочными материалами для потолка могут служить: плетеные панели из бамбука или тростника, простые доски, деревянная вагонка, узорчатые панели из натуральных материалов. На потолок обращали особое внимание там, где в крыше или верхней части стены были устроены окна. Интерьер тясицу также устраивается, руководствуясь канонами саби, ваби, сибуй и юген. Напротив входа располагается самый важный элемент интерьера – «токонома» — ниша в стене. В ней размещали главный элемент декора «какэмоно» — картина на свитке, привлекающая гостей и призванная раскрывать тему обсуждения чайной церемонии.