Китайский сад

Буддизм, пришедший в Китай в 64 г. н.э. охватил все сферы его культуры и сформировал новые направления в садово-парковом искусстве. Глубокая философия, символизм, естественность композиций в сочетании с умеренным пафосом архитектурных сооружений. «Сад — это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой», — вот так звучит кредо китайского сада. Задача мастера – это создание определенного настроения, через выразительность композиции. Сильная эмоциональная направленность ландшафтных композиций обусловила классификацию пейзажей по впечатлению, которое они оказывают на посетителя на:
1. «Устрашающие» (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой водопадов);
2. «Смеющиеся» (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения, яркие архитектурные формы);
3. «Идиллические» ( спокойная гладь воды, остров, пагода, ниваки).
На севере Китая, получил популярность ландшафтный дизайн больших садов, которые занимали обширные территории в сотни гектаров. А в южном экономическом центре страны – небольшие эффектные садовые ансамбли, которые устраивали при жилых домах. Однако для всех садов был присущ ряд характерных общих черт. Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70%). Возле водоема размещается дворцы, храмы, сегодня имения или коттеджи создавая архитектурное ядро композиции. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных отверстий в стенах — «проникающих окон», в обрамлении опор галерей, путем нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Архитектурные формы имеют яркую раскраску, оттеняя зелень парков, и является частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие природы или ее проявлений (например, павильон, «где слышен дождь», или «беседка, омываемая ароматом леса», и т. д.).
Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук, много красивоцветущих кустарников — камелии, азалии, рододендроны, многолетников, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы. Водоемы украшались лотосами, нимфеями, а их берега — ирисами. В отличии от японского сада, китайский полон буйства цвета и ярких красок.
Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Чаще встречается природный камень, которым не только оформляют берег пруда, озера или горку, но и устанавливают как «естественные скульптуры». По ценности они приравниваются к произведениям искусства.