Ландшафтный дизайн во французском стиле

Прародителем французского классицизма в искусстве создания парковых ансамблей можно смело назвать Андре Ленотра. Всемирно признанными шедеврами его музы стали парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаль. «Ландшафтный дизайн от Ленотра» — это роскошь, изысканность, — великолепная драгоценная оправа королевских резиденций. Архитектура его парков развивалась по закону «золотых сечений», строгих симметричных пропорций и регулярных приемов планирования. Регулярный прием, часто ошибочно именуемый «стилем», — это архитектурное планирование территории, которому свойственны прямые линии, строгая осевая композиция. Почти все дворцовые сады и парки античного стиля (византийского, египетского, персидского, древнегреческого) выполнялись с помощью регулярных приемов. Сейчас же его используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Эмоциональная особенность французского классицизма — привознесенная торжественность, обилие скульптур, театральность. Регулярная планировка вычурно роскошна. Широкие прямые или лучевые аллеи уходят в перспективу, стриженые изгороди, топиарные, штамбовые и кадочные растения, орнаментальные цветники на газоне, очарование пышного и красочного цветения. Как писал А. Э. Регель, важнейшее отличие регулярной планировки заключается в том, что «искусственность» не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди. И такой вид порядка считался чрезвычайно желательным и универсальным. Важный элемент французского регулярного сада — вода: бассейны строгой геометрической формы с фонтанами, архитектурные многоуровневые каскады, пристенные фонтанчики из мрамора или другого «благородного» материала. С низким партером резко контрастировали боскеты. Боскет — замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев, подвергшихся специальной стрижке. В парках замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами. Ассортимент пород для создания боскетов в умеренной климатической зоне: липа мелколистная, ель обыкновенная, акация желтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клен татарский, смородина золотистая, вяз, граб. Мастерские дворцовые садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких «зал» и «кабинетов», размещая их вдоль дорожек. Конечно, трудно сделать то же самое на небольшом участке перед домом, но некоторые из идей наверняка можно использовать для оформления входной группы возле дома или в собственном саду. Возможно, именно это и станет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает. Например, оформление цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников или хвойных растений шаровидной, конусообразной или колонновидной формы. Два или четыре симметрично расположенные куста, могут определить характер всей композиции. Отлично смотрится в центре клумбы куст, подстриженный в виде спирали, конуса или другой фантастической необычной формы, обрамленный бордюром цветущих однолетников в инертной отсыпке. В партерных клумбах замечательно выглядят розеточные юкки и штамбовые розы. Вечнозеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием. В нишах зеленых стен устроить ритмичный ряд античных скульптур. Использование цветочных ваз для ампельных цветущих и декоративнолиственных растений.
Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Уютным углом может стать небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей и пристенным фонтаном, отделенная от дома или улицы непроницаемой для посторонних взглядов живой стриженой изгородью. Трельяжи, аркады, опоры для вьющихся роз в виде пирамид и конусов тоже способны внести нотку торжественности в ландшафтный дизайн.