Сад в стиле Ренессанс

На рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуры и искусства. Оно получило название Ренессанс, или Возрождения. Ренессанс — это новый этап в архитектуре, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. Ландшафтный дизайн этой эпохи заключается, прежде всего, в планировочном и композиционном единстве архитектурных ансамблей. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы созданные с помощью подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью пышных лестниц и пандусов. Лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. Водных устройств не просто много, они такие, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой — со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая из трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи. В аллеях росли ширококронные деревья — платаны и дубы, реже кипарисы, используемые как акценты. Для создания зеленых стен применялись формованные растения: кипарис, лавр, мирт, позже самшит. Самшитиспользовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных видов использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьюнки, виноград, розы, плющи использовали в перголах.В итальянских садах появляется новый прием — боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками, имеет геометрический контур — чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри Боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано. Итальянские сады создавались регулярными приемами. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные участки» или рощи. В целом планирование итальянского сада формировалось следующим образом. На террасированном склоне, в его различных частях — на вершине, в средней части или у подножия — размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось. Сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси.